ТИТАНИЧЕСКОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

Опубликовано в газете «Советская Татария», № 260 за 12 ноября 1989 г., на стр. 3, в рубрике «Литература и искусство».

Мы уже сообщали, что 28 октября в Казанском Доме ученых состоялся вечер творчества Даниила Андреева. Более 400 человек, которым посчастливилось приобрести билеты на вечер, затаив дыхание, слушали довоенные и тюремные стихи Д. Андреева в исполнении вдовы поэта Аллы Александровны.

– Я не думала,– сказала она,– что настанет момент, когда вот эти стихи, написанные больным заключенным владимирской тюрьмы, я буду читать преемникам – «нашим детям и нашим внукам». Это одно их тех чудес, которые говорят о полной непобедимости чего-то, казалось бы, бесконечно хрупкого и о которых раньше попросту говорили: «Не в силе Бог, а в правде».

Приехавший вместе с ней В.И. Грушецкий, астроном по профессии, объяснил, что вынужден говорить о творчестве Д. Андреева как литературовед-любитель, в надежде, что скоро у литературоведов появится возможность говорить об этом уникальном явлении культуры профессионально: в 1990 году ожидается выход трактата «Роза мира» сразу в двух издательствах.

– Литературная судьба Даниила Андреева,– начал свой рассказ Владимир Игоревич,– трагична даже на фоне других тагических судеб. Известно, как тяжело переживал М. Булгаков невозможность публикации нескольких своих произведений. Каково же было Андрееву, которому при жизни не удалось опубликовать ни строки? А это был автор, пишущий много, страстно, ярко. Как поэт, он начинался вместе с тридцатыми годами. Трудно придумать время, наименее подходящее для появления одухотворенной поэзии. Хотя формула Горького (кстати, крестного отца Даниила Леонидовича): «Если враг не сдается, его уничтожают»,– прозвучала позже, она лишь отразила то, что уже давно происходило. О Горьком Андреев высказался в стихотворении «К открытию памятника»:

       Давно ли в подъезде вокзала,
       От счастья слезу уронив,
       Он видел: Россия встречала
       Его, как надежду, как миф.

       Все пело. Он был у вершины.
       И, глядя в слезах на толпу,
       Шагал он к казенной машине
       Меж строя шеренг ГПУ.

       Все видел, все понял, все ведал.
       Не знал? Обманулся? Не верь!
       За радость учительства предал
       И продал свой дар. А теперь

       Далеко, меж брызг Укарвайра,
       Томим он нездешней тоской…

Укарвайр, по Андрееву,– один из очень глубоких инфернальных миров, где искупают свое жизненное действо те, кто причастен к растлению народных множеств.

Д. Андреев – философ, обладающий ярким поэтическим дарованием, и поэт, тяготеющий к осмыслению в философских категориях. В сочетании такие два качества включаются редко. Это огромной силы поэт, способный к титаническому строительству. Каждое стихотворение Андреева имеет самостоятельную ценность, но это и фрагмент некоего целостного здания, которое сам он назовет позже литературно-поэтическим ансамблем «Русские боги».

В этой небывалой, но целостной конструкции, со своей идеей и драматургией, насчитывается 20 глав. В качестве глав использованы сборники стихов, циклы стихов, поэмы, поэтические симфонии, поэмы в прозе. Никакая из имеющихся журнальных публикаций не дает представления об Андрееве, как о поэте больших форм. У него 11 поэм, и не все они входят в ансамбль «Русские боги». Огромная полифоническая поэма «Железная мистерия» не имеет подобий в русской поэзии, а в мировой сравнима только с «Божественной комедией» Данте. Когда выйдет поэтическое наследие Андреева, у читателей появится возможность прочесть «Розу мира» в поэтическом варианте – все грани этого необыкновенного произведения были затронуты в его поэтическом творчестве.

«Роза мира» – это целостная ситема мировоззрения. Ее приход к читателю именно сейчас – наиболее точно выбранный момент. В чем новизна концепции Андреева?

1. Метаисторический метод. В XX веке выявился суицидный комплекс человечества (тяга к самоубийству). Он иррационален, и для его осмысления нужен иррациональный же подход, который Андреев именует метаисторическим.

2. Структура планетарного космоса (Шаданакара). Кардашов предложил искать контакт с иными обитаемыми мирами при помощи радиотелескопа, обшаривающего Вселенную. Но миры эти рядом, в одном пространстве с нами, и войти в них, используя технические средства, невозможно. Там иная материя, иная метрика, иное время, иной способ организации энергии. 200 с лишним миров – слоев планетарного космоса населяют сущности, как хорошо узнаваемые, так и ранее неизвестные.

3. Учение о живой природе. Среди душ природы, стихиалей, есть дружественные человеку души рек, лесов, полей. Есть к человеку индифферентные – души гор, у которых слишком иные ритмы существования. И есть враждебные к человеку – души океанских глубин и земных недр.

4. Учение о воспитании человека облагороженного образа.

5. Система народоустройства, которая еще не была опробована в истории человечества,– своеобразная федерация государств, объединившихся под руководством не политической, не религиозной, не национальной, а этической организации.

6.Апокалипсические картины последних веков Земли. Не последних совсем, за которыми нет и не может быть ничего другого,– нет, последних в этом эоне (мировом периоде), последних перед просветлением всего существа планеты и переходом ее совсем на другой уровень существования.

Идея будущего всеединства безраздельно владела Андреевым в последние месяцы его жизни. Здесь его предшественником,– сказал в заключение Грушетский,– был Достоевский, писавший: «Я верю… грядущие русские люди поймут уже все до единого, что стать настоящим русским и будет именно значить: стремиться внести примирение в европейские противоречия уже окончательно, вместить (в русской душе. – Ред.) с братской любовию всех наших братьев, а в конце концов, может быть, и изречь окончательное слово великой, общей гармонии, братского окончательного согласия всех племен по Христову евангельскому закону!».

Гости из Москвы ответили и на многочисленные вопросы, касющиеся не только Д. Андреева, но и Порфирия Иванова, Джуны Давиташвили, Кашпировского, Чумака, зоны аномальных явлений в Пермской области, христианского и мусульманского вероучений. Был и вопрос о том, не собирается ли «Советская Татария» продолжить публикацию фрагментов «Розы мира». Сообщаем нашим читателям, что в 1990 году мы намерены вновь обратиться к страницам этой интересной книги. А сегодня предлагаем вниманию читателей несколько стихотворений Д. Андреева.
ОТДЕЛ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА РЕДАКЦИИ.

На снимке: А.А. Андреева у постели больного Д.Л. Андреева. 24 февраля 1959 г.

Публикацию завершают стихотворения Даниила Леонидовича «Баллада» (Эвакуация вождя из мавзолея в 1941 г.); «Тюрьма на Лубянке» и отрывки из «Симфонии городского дня».

Современные примечания (в публикации отсутствуют)

Я тогда воспользовался возможностью впервые опубликовать хотя бы фрагмент этого проницательнейшего стихотворения Духовидца. Цитируется по фонограмме вечера в Доме ученых, знаки препинания были расставлены мною. Редакция стихотворения, включенная в Собр. соч. Д. Андреева (1: 95), имеет много разночтений с версией, прочитанной Грушецким (так он вскоре начал писать свою фамилию), но версия Владимира Игоревича мне во многих местах представляется лучшей. Он имел доступ к архиву Андреева, в котором, возможно, присутствовала прочитананная им редакция (вероятно, более ранняя), либо же, читая по памяти, он сам непроизвольно внес некоторые изменения в текст. Позже, еще до того, как вышел указ. том собр. соч., мне удалось опубликовать это стихотворение полностью в газ. «Наука»: 1990. – Дек., № 45. – С. 4.

Эта обещанная читателям публикация состоялась: Андреев Д.Л. Роза мира: Фрагм. из кн. <кн. 6, гл 3; кн. 5, гл. 1; кн. 12, гл. 4> / Публ., предисл. «Встреча вторая» и примеч. М.Н. Белгородского; Послесл. «Подвиг русского гностика» свящ. И. Цветкова // Сов. Татария. – 1990. – 17 нояб., № 263-264. – С. 11-12; 24 нояб., № 269-270. – С. 11; 8 дек., № 280-281. – С. 11-12. – (Наша публикация).

Я был тогда постоянным автором газеты, и моя фамилия очень часто стояла под ее материалами. Поэтому решили для этого репортажа дать нейтральную коллективную подпись.

Публикация иллюстрируется фотоснимком, который позже, в 1993 г., был воспроизведен в т.1 собр. соч. Д. Андреева на с. 8-9 вклейки с пометой: Фото Б.В. Чукова.






































.

Hosted by uCoz